РУССКИЙ КРОССОВЕР, ИЛИ КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

РУССКИЙ КРОССОВЕР, ИЛИ КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

Наш гость Андрей Константинов – музыкант знаменитого ансамбля «Терем-Квартет», рассказывает о том, что кроссовер – это перекресток, а в Тереме живут настоящие герои.

Андрей, наверняка, этот вопрос Вам задавали много раз, но почему «Терем»? Возможно, у этого очень удачного имени есть интересная история рождения?

 

Да, это самый распространенный вопрос, но в самую точку. В слове «Терем» все – уклад нашей жизни, наша философия, понимание, что за музыку мы играем. Слово простое, русское, напоминает о сказке, где все стремятся попасть в какой-то терем. Это желанный домик, где всем уютно и тепло. Немаловажно, что всем в этом тереме хорошо, хотя герои сказки разные. Это история о том, как жить дружно и весело. А когда терем становится мал, нужно всем вместе начать строить новый. И это наша философия – мы постоянно в движении, в поиске новых решений и новых путей. Поэтому – мы в Тереме живем и всех туда приглашаем!

Русский кроссовер – название стиля, основанного вашим коллективом. Расскажите, пожалуйста, об этом стиле.

Сначала наш стиль называли «теремизмом». Примерно десять лет назад появилось понятие «кроссовер» – название стиля, в котором мы работаем. Расскажу об этом автомобильными терминами, понятными читателям. На самом деле кроссовер – это не только класс автомобиля, это английское слово «перекресток» – пересечение дорог, автомагистралей, жанров и стилей. Если основные музыкальные стили – джаз, классика, рок, фольклорная музыка и др., назвать автомагистралями, то кроссовер окажется на пересечении этих основополагающих стилей. Эти новые пути, - дорожки, проложены не в полном бездорожье, а между или вблизи ключевых магистралей.

А суть в том, что в устоявшихся жанрах и стилях существуют определенные правила, за которыми многие музыканты прячутся. Но сейчас такое время, когда правила и устои рушатся. Тот, кто не способен быть интересным слушателю, уже не может спрятаться за правилами. Кроссовер как будто раздевает.

Мы говорим о себе, что мы звукописцы – звуком пишем картины. К музыке у нас отношение трепетное, как к языку, на котором можно рассказывать настоящие истории. 

Своей музыкой мы рассказываем сказки, небылицы, в которых участвуют известные герои, но они помещаются в новый контекст. Соединение разных стилей позволяет поведать историю, имеющую начало, развязку и конец – динамичный рассказ, где персонажи взаимодействуют друг с другом. Порой нас называют инструментальным театром, и это лестно, ведь музыкой мы действительно можем разыгрывать целые спектакли. Люди с богатым воображением реально видят эти картины.

Особенно хорошо чувствуют музыку дети. Порой на мастер-классах мы просим детей рассказать, что они видят, слушая музыку. Например, у нас есть произведение о царевне Лебедь, в основе которого очень известная тема Римского-Корсакова, но она переплетается с мелодией итальянской группы Матия Базар. Это история о том, как царевна с северного моря попала на южное, – мечта любой женщины! Путешественники преодолевают бурю, пробиваются сквозь ветры. Море штормит и волнуется, а потом наступает покой и выходит солнце. И дети удивительно точно все угадывают. А педагоги, обремененные образованием, сразу пытаются назвать имя композитора или произведения. Но дело не в знании. Даже если человек думает, что не понимает музыку, он все равно ее чувствует. В хорошую музыку хочется погрузиться. Если на концертах зал становится одним целым с музыкантами, значит, мы достигли своей цели. И музыкант должен уметь делать это снова и снова – на каждом концерте. Чем шире откроешь душу и сердце, тем больше к тебе вернется. И в наших школа мы учим детей не бояться открывать сердца. Боязнь ошибки – саоктября большая проблема и зло, убивающее искусство. Ведь искусство тем и отличается от ремесла, что в нем не может быть конкуренции. Разве можно сравнивать Толстого и Пушкина? Кстати Пушкин во многом для нас образец. Он сумел обычными простыми словами раскрыть сложную природу человеческой души, а это и есть искусство. Когда сердце открыто, страх уходит, и ты становишься участником чудесного действия. Все это как раз и относится к русскому кроссоверу. А русскому потому, что он вобрал в себя исконно русские качества – любовь к воле, широту русской души, раздолье нашей природы, желание быстро ездить, когда картины вокруг стремительно меняются – знаменитое «Эх, прокачу!».

Ваш коллектив создал детский проект «Теремок». Можете немного рассказать о нем?

Это особая, любиоктября тема. Детский проект появился, когда у нас начали рождаться вторые дети. И мы осознали, что хорошей музыки для детей очень мало. Музыка должна увлекать ребенка, - если ему не интересно, его не заставишь слушать. Мы довольно успешно начали с записи музыкальных дисков. Дети пели, а мы делали аранжировки. В итоге мы выпустили уже два диска на русском, один на немецком и один на французском языке. Идея была в том, чтобы сделать русские песни интернациональными, чтобы они развивались и жили на другом языке. Вот мы с детства знаем английские стихи типа «Робин-бобин», и они уже абсолютно наши - русские, как и многие мелодии известных композиторов. Мы попытались записать песенки, которые полюбились бы людям в других странах.

Потом появился конкурс, к нам поехали талантливые дети со всей России. Но каждый конкурс быстро заканчивался и был похож на любой другой, поэтому мы решили продлить эту прекрасную историю. Мы организовали школу для детей от 7 до 17 лет, где после конкурса дети остаются с нами на одну-две недели. Мы приглашаем уникальных педагогов - наших единомышленников. А в основе школы принцип русского народного творчества. Это не отношения «учитель и ученик», а коллективное творчество, когда мы вместе с детьми разучиваем мелодии и играем. Каждый вечер у нас проходят концерты для родителей и наших гостей, которые обязательно заканчиваются шквалом аплодисментов. И это так увлекательно, что детям просто хочется играть, они начинают спонтанно организовывать свои группы, вместе играют и абсолютно счастливы. Обучение завершается настоящим гала-концертом, и это запоминается на всю жизнь! Непосредственное пребывание в музыке приводит к самому главному – настоящему удовольствию от игры. Дети начинают чувствовать, что значит быть музыкантом. Ведь эта профессия должна нести музыканту и окружающим радость, веру, надежду и любовь.

Как удалось вашему коллективу оставаться популярным уже более 30 лет?

Думаю, это не случайно. Наша идея в том, что музыканты призваны генерировать, создавать настроение, особое состояние и атмосферу, в которую хочется погрузиться. Мои коллеги созвучны этой идее, и мы - абсолютно гармоничный коллектив. Каждый дополняет друг друга, и у каждого из нас разные таланты, как это бывает в жизни и в сказочном теремке. Уклад нашей жизни каждым воспринимается как собственный, и приносит творческое удовлетворение. Это очень ценно. За 30 лет в нашем коллективе всего дважды сменился музыкант, что говорит о многом. Нам хорошо вместе. В жизни мы тоже дружим, встречаемся семьями, вместе отдыхаем.

Что для Вас лично «Терем-квартет»? Это работа или Ваша жизнь?

Для меня лично и для всех нас – это жизнь. Мы счастливы, что занимаемся любимым делом. Рождаются новые произведения, и их, как детей, хочется показать, похвастаться. А я убежден, что музыканту нужно быть настоящим театральным актером, ведь упорядочить звуки может и компьютер, а это просто скучно. Живые концерты тем и отличаются, что  создают живое интимное поле, куда музыканты вкладывают свою душу, свои мысли, и насколько это искренне, настолько все удается.

И традиционный для нашего издания вопрос. Я знаю, что Вы владелец автомобиля «Мерседес-Бенц». Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями и мыслями.

Почему Мерседес – я купил его по случаю. Про эту марку я всегда говорил – купишь, и уже все. Я оттягивал этот момент, и действительно теперь не хочется ничего другого. Этот автомобиль сочетает в себе все, что мне нужно: он послушен, великолепно управляем, и дает наиболее широкий диапазон возможностей для моего настроения. Хочешь вальяжной езды - пожалуйста, хочется - едешь быстро. Это очень здорово, когда автомобиль, как музыкальный инструмент, становится с тобой единым целым.

Теперь понятно, к какому типу водителей Вы относитесь – к тем, кто ценит автомобиль не столько как удобное средство передвижения, а за саму возможность и процесс управления.

Да, водитель я разный. Мерседес позволяет быть максимально в согласии с собой. Когда в салоне ценный груз – семья, стараешься делать плавные повороты, чтобы машина не дергалась и ехала ровно. Я очень люблю путешествовать с семьей. Сейчас моей маленькой дочке 2 годика, но мы уже ездим в Финляндию, Прибалтику. Хочется попутешествовать по России. Это очень интересно.

Когда едешь один, можешь позволить себе больше. Эта машина провоцирует выход чувств, скрытых в каждом человеке. Порой посмотришь на человека – он спокойный и уравновешенный, а едет совсем иначе. Я сам в себе заметил то, чего не знал раньше.

На дороге, как в музыке, вступаешь в некую игру. Это как разговор на другом языке.

Андрей, благодарим Вас за интересную беседу.

Счастливых дорог и ярких открытий!

Беседовала Оксана Сосновская

Связаться с нами

Наверх